Как помочь ребенку
преодолеть
Капризы и Истерики?

Часть I
блог психолога

Елена Черняева
Психолог, нарративный консультант, специалист по эмоциональному благополучию
Часть 1

В этой статье я размышляю о таких проблемах в поведении ребенка, как Капризы и Истерики. Я думаю, что родители достаточно часто встречаются с ними.

Из опыта работы я знаю, что Капризы и Истерики негативно влияют на жизнь детей и родителей. На консультации родители рассказывают, что чувствуют раздражение, злость, когда у ребенка появляются Истерики и Капризы. Переживают чувство вины, когда не могут остановить истерику спокойно и кричать на ребенка, иногда, могут даже шлепнуть. Все это отнимает много времени и сил.

У детей Истерики и Капризы вызывают слезы, плохое настроение и много других негативных эмоций. Попробуйте вспомнить, как реагируете Вы на появление Каприз и Истерик, что происходит с ребенком и продолжите список. В конце концов, Капризы и Истерики, возникающие у ребенка, портят отношения в семье.

Почему я пишу Капризы и Истерика с большой буквы и не говорю, ребенок капризничает, не слушается?

Я делаю это не случайно, а потому что таким образом пытаюсь отделить проблему от идентичности ребенка. В своей работе я опираюсь на нарративный подход. И следую одному из главных его принципов: проблема есть проблема, человек не является проблемой. Очень трудно изменить ситуацию, если ребенок считает себя проблемным, и понимает, что взрослые видят в нем капризного, непослушного, упрямого. Ребенок может думать: «Что я могу поделать с собой, если я такой непослушный, плохой?»

Когда с ребенком говорят так, как будто проблема что-то внешнее по отношению к нему. Он может взглянуть на проблему со стороны, легче понять, каковы последствия того, что с ним происходит (хороши они для него или нет), увидеть какие неприятные вещи могут случаться, когда проблема появляется. Такой прием позволяет ребенку разработать собственный арсенал средств для борьбы с проблемой. Разговор о проблеме как о чем-то отдельном от ребенка привносит игровой момент в серьезный разговор, и в игре ребенку легче справиться с проблемой.

Очень важно вывести проблему вовне, сделать ее видимой для ребенка. Когда ребенок понимает, что проблему обсуждают отдельно от его личности, он может с увлечением рассматривать и предлагать способы борьбы с проблемой, при этом проявляя изобретательность и находчивость, решить сам, как относиться к Капризам и Истерикам, что делать с ними.

Как использовать этот подход в отношении Каприз и Упрямства? Как родители могут объединиться с ребенком, что бы преодолеть их? Давайте пройдем по всем этапам отделения проблемы от ребенка.

Шаг 1

В разговоре с ребенком важно назвать проблему, дать имя поведению, которое приносит столько неприятностей.

Вначале, можно поспрашивать ребенка о том, что происходило во время Истерики. Помнишь, что было вчера? Когда ты просил ту игрушку, не шел спать (разные варианты), что ты делал? Потом можно предложить ребенку разные названия проблемы или попросить придумать имя самому.

Если бы могли назвать то, что происходило с тобой, как можно назвать это? Может быть, к тебе приходили истерика, капризы, упрямство, злюка, бука. Какое имя можно дать этой проблеме, какое имя больше подходит? Как ты можешь назвать то, что происходило с тобой?

Дополнительно

Используйте воображение ребенка. После того, как вы с ребенком назвали проблему, спросите,

  • Если бы Капризы и Истерики были живыми, на кого они были бы похожи, как бы они выглядели (какого размера, цвета, формы)?
  • Что они напоминают тебе, на кого они похожи?
  • Дальше вы можете нарисовать, вылепить, сделать портрет Истерик и Каприз.

Продолжение читайте здесь.

 

Задайте интересующие Вас вопросы и запишитесь на консультацию к психологу:

Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
Записаться на консультацию/задать вопрос психологу
Напишите свои контактные данные